МБДОУ "Детский сад №48" г. о. Королёв , мкр. Юбилейный
|
Программа "Мозаика"Программа "Мозаика"Информация для педагогов и родителей Материал взят с сайта Gigabaza.ru Целевой раздел программы «Мозаика» Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы «Мозаика» Целью Программы «Мозаика» является расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач: • обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; • приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства; • развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; • реализация вариативных образовательных программ; • соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса. Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: • личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; • полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми; • разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте; • разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом; • возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности. Программа может быть реализована в разных формах дошкольного образования. Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет. Принципы и подходы к формированию и реализации Программы «Мозаика» Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие: 1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. 2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства. 3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. 4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. 5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность организации дошкольного образования. Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО. Планирование и принципы образовательной деятельности Планирование строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка. Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов: - принцип последовательности; - принцип интеграции; - комплексно-тематический принцип. Планирование и организация работы с детьми дошкольного возраста осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам. Модель состоит из четырёх структурных единиц: увидеть (наблюдение за миром); услышать (звуки окружения); обыграть (телом, умом, лицом — пантомима, пластика); создать (самостоятельная деятельность).Приоритетные направления деятельности Программа «Мозаика» решает задачи развития детей в пяти образовательных областях: • социально-коммуникативного развития; • познавательного развития; • речевого развития; • художественно-эстетического развития; • физического развития. В программе представлены особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы «Мозаика» в виде целевых ориентиров дошкольного образования: показатели развития детей в соответствии с возрастом Представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования. На основе данных целевых ориентиров в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) произведена в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Содержательный раздел Цели и задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях В образовательных областях под каждую задачу предложены формы работы с детьми с описанием образовательного эффекта (воспитательный, развивающий, обучающий). Содержание и методика реализации программы с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей Для каждой возрастной группы по всем образовательным областям прописаны: - задачи образовательной деятельности; - содержание; - примерный музыкальный репертуар, рекомендованная литература для чтения детям и примерный список для заучивания, для чтения в лицах и дополнительная литература; - интегральные показатели освоения программы. Инклюзивное образование детей с ОВЗ По созданию условий для успешной интеграции детей дошкольного возраста с проблемами в развитии осуществляется решение следующих задач: • организация работы по абилитации (социализации, адаптации, коррекции) детей с нарушениями развития в интегративной среде дошкольных образовательных учреждений различных видов; • организация помощи семье ребёнка с нарушениями развития, социально-психологической работы с семьёй в процессе интеграции их детей в дошкольном учреждении. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) I, II виды — дети с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие; III, IV виды — дети с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие; V вид — дети с нарушениями речи; VI вид — дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; VII вид — дети с задержкой психического развития; VIII вид — дети с нарушениями интеллекта (умственно-отсталые). В особую группу относят детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с нарушениями поведения (с девиантным поведением); со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями). Модели интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правовое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования). Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Блоки педагогического процесса можно представить в следующем виде: 1. Блок специально организованного обучения в форме занятий, совместной деятельности воспитателя с детьми. 2. Блок самостоятельной деятельности детей. 3. Блок взаимодействия родителей с детьми. Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с проблемам и интеллектуального развития. Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом. Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом Группа кратковременного пребывания для детей с выраженным аутизмом (1—2 варианты РДА по классификации О.С. Никольской) Группы компенсирующего обучения для детей с умственной отсталостью и для детей с выраженным аутизмом (1—2 варианты РДА по классификации О.С. Никольской) Группы компенсирующего обучения для детей с ЗПР и для детей с РДА (2—4 варианты РДА по классификации О.С. Никольской) Группы комбинированной направленности для нормально развивающихся детей и детей с лёгкими формами РДА (3—4 варианты РДА по классификации О.С. Никольской) Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). Организационные модели дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Примерное планирование занятий педагога-дефектолога в группе детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей Оценка индивидуального развития ребенка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел «Пояснительная записка»). Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами. Требования к проведению диагностики. Мониторинг проводится в конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста (см. пример такого диагностического листа). Интерпретация показателей Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень», то в процессе мониторинга предполагается проведение комплексного диагностического обследования педагогом-психологом (использование высокоформализованных диагностических методов, проективных методик). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). По результатам этой оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации по коррекции развития ребёнка. Способы и направления поддержки детской инициативы Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка. Задача педагога — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Требования к развитию и поддержке игровой деятельности. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанников В этом разделе представлены: основные направления и формы взаимодействия с семьями; содержание взаимодействия с семьями по образовательным областям. Родителей необходимо ежедневно информировать о деятельности детей за прошедший день. Такая информация является эффективным механизмом вовлечения родителей в процесс образования детей. Например, ежедневный мини-отчёт оформляется для родителей как объявление «Чем сегодня занимались» (см. пример мини-отчёта). Организационный раздел Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Издательская продукция создаётся по образовательным областям, выделенным в ФГОС ДО. Методические материалы и средства обучения и воспитания ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» полностью соответствуют примерному комплексно-тематическому планированию настоящей Программы (см. приложения 1-5), в котором (в графе формы и средства работы) указывается, какие именно издания, игры, оборудование используются при организации образовательной деятельности (длякаждой тематической недели как единицы комплексного содержательного планирования). ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» реализует преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС ДО и создаёт единую образовательную среду с системой НОО «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»), а так же является преемственным и с другими системами НОО. Руководителям организаций, методистам, воспитателям предлагаются: • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Разработчики: Департамент образования и науки Тюменской области, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО). Рецензенты: Т.В. Волосовец, В.И. Загвязинский, Н.Г. Милованова, С.Н. Фокеева; • Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: группа раннего возраста (2—3 года); • Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: младшая группа (3—4 года); • Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: средняя группа (4—5 лет); • Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: старшая группа (5—6 лет); • Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: подготовительная к школе группа (6—7 лет); • Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие; • Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии: социально-коммуникативное развитие дошкольников; • Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии:познавательное развитие дошкольников; • Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии: речевое развитие дошкольников; • Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии: физическое развитие дошкольников; • Научно-методическое обеспечение ФГОС ДО: теоретические основы и новые технологии: художественно-эстетическое развитие дошкольников; • Играем, дружим, растём: сборники игр: группа раннего возраста, младшая группа (3—4 года), средняя группа (4—5 лет), старшая группа (5—6 лет), подготовительная к школе группа (6—7 лет). • Методическое пособие «Кабинет педагога-психолога в детском Саду», ч. 1, 2. Детям разных возрастных групп предлагаются книжки-игры «Мозаика развития» Это система развивающих книг-пазлов, организующих деятельность детей по направлениям развития: социально-коммуникативному, речевому, познавательному, физическому в игровой, занимательной форме с элементами конструирования. В этой серии представлена единая система познавательного материала с постепенным усложнением для всех возрастных групп ДОО. Методическое пособие содержит конспекты игровых занятий с вопросами, заданиями, играми, обеспечивающими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и творческое развитие дошкольников. В серии представлено 36 книжек-игр (см. приложение 6 «Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК»). Книжки-игры «Отгадай, поиграй» адресованы детям группы раннего возраста и младшей группы. Представляют собой книжки-пазлы с загадками, с сюжетными рисунками, с пазлами-отгадками. В серии представлено 13 книжек-игр (см.приложение 6 «Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК»). Серия «Готовимся к школе!». Комплект развивающих тетрадей по подготовке детей к школе — для самостоятельной деятельности ребёнка, совместной деятельности со взрослым, детей друг с другом. Методические рекомендации содержат программу, тематическое планирование, конспекты занятий, методические разъяснения к заданиям, дополнительные материалы. В серии представлены 26 развивающих тетрадей (см. приложение 6 «Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК»). Серия «Английский для дошкольников» содержит комплекс учебных пособий, развивающих тетрадей и других материалов, необходимых для проведения занятий с детьми. В серии представлены 22 компонента развивающих материалов (см. приложение 6 «Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК»).Обеспеченность оборудованием для развивающей предметно-пространственной среды Оборудование для развивающей предметно-пространственной среды полностью соответствует примерному комплексно-тематическому планированию настоящей Программы (см. приложения 1—5), в котором (в графе формы и средства работы) указывается, какое именно оборудование используется при организации образовательной деятельности (для каждой тематической недели как единицы комплексного содержательного планирования). Перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы «Мозаика», представлен в приложении 7. Характеристика жизнедеятельности детей в группах В группах сокращённого дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной должна оставаться образовательная деятельность, осуществляемая: во-первых, в процессе организации различных видов детской деятельности, во-вторых, при выполнении режимных моментов. В группах компенсирующей и комбинированной направленности образовательная деятельность детей с ОВЗ должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией нарушений в физическом и (или) психическом развитии детей. Примерные режимы дня представлены для каждой возрастной группы с учётом наиболее часто встречающегося режима работы дошкольной организации — 12-часового. Далее в организационном разделе представлено: - организация адаптационного периода; - педагогические, психологические, здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса; - перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников; - глоссарий; - приложение: Приложение 1. Примерное комплексно-тематическое планирование: группа раннего возраста (третий год жизни) Приложение 2. Примерное комплексно-тематическое планирование: младшая группа (четвёртый год жизни) Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование: средняя группа (пятый год жизни) Приложение 4. Примерное комплексно-тематическое планирование: старшая группа (шестой год жизни) Приложение 5. Примерное комплексно-тематическое планирование: подготовительная к школе группа (седьмой год жизни) Приложение 6. Перечень изданий ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» Приложение 7. Примерный перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы «Мозаика» 18 марта 2019 в 16:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.