МБДОУ "Детский сад №48" г. о. Королёв , мкр. Юбилейный

Федеральная экспериментальная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК "Мозаичный ПАРК"

 Федеральная экспериментальная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК "Мозаичный ПАРК"

29.03.2018

Актуальность и новизна проблемы

В настоящее время проблема социального развития ребенка приобретает особую актуальность. В связи с этим одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Стандарт) является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».

Основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.  Однако все эти качества принесут пользу как ребенку, так и обществу, только при условии его позитивной социализации. «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (стандарт).

На современном этапе развития системы образования социализация детей понимается как процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.

 Объект исследования

 Процесс социализации детей в дошкольных образовательных организациях

Предмет исследования

Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста средствами программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».


Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования)

Экспериментальная работа базируется на методологии культурно-исторического и системно-деятельностного подхода к процессу социализации детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов и др.) Основоположник культурно-исторического подхода Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка сосуществуют две линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком.

Согласно системно-деятельностному подходу личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В основе концепции лежит разработка целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности дошкольников с опорой на классические исследования: развития произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).

 Концепция исследования базируется на следующих идеях:

•антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);

•теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец);

•гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);

•личностно ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);

•фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);

•реализации социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).

Постановка цели (что будет достигнуто)

Выявление и создание комплекса педагогический условий в ДОО, способствующих позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК».

Выдвижение гипотезы (что предполагается сделать, чтобы получить результат)

Позитивной социализации детей в ДОУ будет способствовать использование программно-методического комплекса «Мозаичный ПАРК», включающего:

- организацию предметно-пространственной среды в ДОО для приобретения детьми социального опыта;

- апробирование детьми различных социальных ролей, образцов поведения и способов деятельности;

-  приобретение навыков работы в коллективе, в группе и индивидуально, стремление к бесконфликтному общению,

-  поиск выхода из проблемных ситуаций и умение ориентироваться в меняющихся условиях окружающего мира

Основные задачи исследования

- выявление значимых факторов и механизмов позитивной социализации детей в ДОО с использованием ПМК «Мозаичный ПАРК»;

 - организация предметно-пространственной среды в ДОО, расширение и обогащение её социального и предметного компонентов, необходимых для приобретения детьми социального опыта, ценностных ориентиров, принятых в обществе;

 - организация педагогического пространства ДОО для совместной «культуросозидательной и культуроосвоительной» деятельности педагогов и детей  (Д.Б. Эльконин);

 - формирование социальной среды в ДОО: возможность разновозрастного общения, наличие индивидуального пространства ребёнка, возможность трансформации среды 

в зависимости от ситуации и др.;

 - активное включение родителей в социальное пространство ДОО как полноправных субъектов образовательного процесса;

 - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и обеспечение партнёрских взаимоотношений в системе «педагог-ребёнок-родитель».

18 марта 2019 в 11:31

Прикреплённые файлы:

Документ: Федеральная экспериментальная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК "Мозаичный ПАРК"

Описание файла:

Файл называется: svidetelstvo-mozaichnyi-park_fff12.pdf

Это официальный файл организации «МБДОУ "Детский сад №48" г. о. Королёв , мкр. Юбилейный», в нём содержится Федеральная экспериментальная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК "Мозаичный ПАРК".

Размер файла: 0,22 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.